Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

В то время как с высоких трибун рапортуют о поддержке инвесторов, предпринимателей и бизнеса, региональные чиновники среднего звена не хотят мириться с ролью «Слуги народа», а всеми путями хотят показать народу и предпринимателям: кто у нас в стране реальный хозяин.

Одним из примеров, подтверждающих данный факт, стала ситуация с проведением расследования и возбуждением административного дела для наложения штрафа со стороны Жамбылского филиала КРЕМ ЗК в отношении АО «Международный аэропорт Аулие-ата».

Причиной данного «наезда» стало обращение АО «Эйр Астана» во все региональные антимонопольные органы Казахстана о якобы повсеместном повышении цен на услуги аэропортов, в том числе по аренде емкостей и хранению авиатоплива.

В течение последних 20 лет аэропорты Казахстана находятся в стагнации из-за жесткого регулирования со стороны антимонопольных органов и постоянного прессинга со стороны АО «Эйр Астана», у которой, как всем известно, колоссальный административный ресурс.

Уровень развития региональных аэропортов Казахстана на сегодняшний день ниже среднего. Международный аэропорт г. Тараз один из немногих аэропортов, который провел реконструкцию за частные средства и привел инфраструктуру в соответствие с международными стандартами.

 С начала текущего года государство передало функции по регулированию и контролю тарифов аэропортов в уполномоченный орган в сфере гражданской авиации, что должно было существенно облегчить процедуру установления тарифов, однако с внесением изменений в антимонопольное законодательство, антимонопольный орган может открыть расследование по любому заявлению, при этом само расследование может длиться месяцами. В случае с аэропортом г. Тараз расследование длится более 8 месяцев, в течение которых была перепроверена вся документация по нескольку раз, отвлекались кадровые и материальные ресурсы. В конце концов, расследование, которое проводилось с многочисленными нарушениями, привело наших чиновников к абсурдному заключению на основе подтасовки информации и желания сделать компанию виновной во всех возможных грехах. Вопрос для чего это делается?

Как оказалось, что антимонопольным органом Жамбылской области было проведено расследование, по результатам которого, якобы выявлено злоупотребление доминирующим положением на рынке хранения авиатоплива. КРЕМиЗК утверждает, что единственным предприятием, оказывающим услуги хранения авиатоплива в Жамбылской области является АО «Международный аэропорт Аулие-Ата». При этом, антимонопольный орган намерено проигнорировал наличие в непосредственной близости от аэропорта других организаций, оказывающих вышеназванную услугу на коммерческой основе. Одним из таких предприятий является ТОО «Амангельдинский ГПЗ», которое осуществляет производство и хранение авиакеросина.

Несмотря на то, что аэропорт г.Тараза направлял в антимонопольный орган информацию, подтверждающую что деятельность от данной услуги убыточна и суть спора составляет всего 46 тыс.тенге в месяц (общая сумма повышения, согласно новых тарифов аренды), однако эта информация не была принята во внимание антимонопольным органом. Для примера, антимонопольным органом не принято во внимание и тот факт, что в аэропортах г.Шымкента, г.Астана, авиакомпании осуществляют хранение авиатоплива на нефтебазах, расположенных вне территории аэропортов и не имеющих отношения к оказанию аэропортовых услуг.

Тариф на услуги аренды емкостей и хранения ГСМ был утвержден Аэропортом еще в 2014 году. Кроме того, повышение тарифов предусмотрено антимонопольным законодательством Республики Казахстан, согласно которому аэропорт может самостоятельно изменять тарифы на услуги один раз в год. Однако в период с 2014 по 2016 повышение стоимости данных услуг Аэропортом не производилась.

В 2017 году планируемое повышение тарифов связано с модернизацией склада ГСМ, вводом в эксплуатацию новой системы пожаротушения и приобретения современного лабораторного оборудования. При этом, планируемое Аэропортом г.Тараз повышение тарифов на хранение нефтепродуктов после модернизации склада ГСМ, является ниже среднерыночной стоимости хранения нефтепродуктов среди других участников рынка по Жамбылской области. Так, к примеру среднерыночная стоимость хранения топлива по области составляет сумму в размере от 3 500 тенге за 1 тонну, в то время как стоимость хранения в аэропорту г.Тараз предполагалась на уровне – 3 053 тенге за 1 тонну, включая лабораторный анализ.

Вместе с тем сообщаем, что объем занятых емкостей аэропорта под авиакеросин составляет всего 6%, остальные 94% заняты другими видами нефтепродуктов. Объем хранения авиатоплива АО «Эйр Астана» составляет всего 2% от общего объема емкостей, имеющихся на складе ГСМ аэропорта г.Тараз. Снижение тарифа не может быть только для одного клиента базы. Потери аэропорта от снижения тарифа на хранение других видов топлива составят более 40 млн. тенге за год, что несопоставимо с ростом по рассматриваемой КРЕМ ЗК услуге для Эйр Астаны.

При этом, АО «Эйр Астана» с начала года не оплатило ни одного тиына за уже оказанные услуги. Поэтому утверждение антимонопольного органа о получении дохода аэропортом по данной услуге путем злоупотребления монопольным положением не имеет за собой никакого фактического подтверждения.

Аэропорт во время проведения расследования представил антимонопольному органу информацию относительно причин повышения тарифов на услуги аренды емкостей и хранения нефтепродуктов и насколько повышение тарифов на эти услуги скажется на авиаперевозчиках и на пассажирах, как на конечных потребителях услуг авиакомпаний. Плановое повышение тарифов для авиакомпании АО «Эйр Астана» является ничтожным и скажется в увеличении затрат на кресло всего на 9 тенге при стоимости авиабилета по маршруту «Тараз-Астана» от 25000 до 54000 тенге, то есть менее 0,04%. При этом КРЕМиЗК не задается вопросом, почему такие тарифы у АО «Эйр Астана» по направлению Астана-Тараз-Астана, когда перелеты в город Астану из Алматы и Шымкента с аналогичным расстоянием намного дешевле.  

Несмотря на расходы, вложенные аэропортом в развитие собственного предприятия, которые в конечном итоге идут на пользу всей отрасти гражданской авиации Республики Казахстан, чиновники от КРЕМиЗК облагают предприятие огромными штрафами, которые ухудшат и без того плаченое финансовое положение аэропорта. При этом, антимонопольный орган не берет во внимание, что аэропорт уже который год оказывает данную услугу себе в убыток.

Аэропорт является одним из ведущих экспортных предприятий в Жамбылской области.  В рамках реализации программы экспорта сельскохозяйственной продукции, из аэропорта города Тараз было отравлено более 10 000 голов крупного и мелкого рогатого скота, и мясной продукции в ОАЭ, ОМАН, Саудовскую Аравию и Иран. За счет каких средств должны развиваться аэропорты, если авиакомпании регулярно направляют жалобы о высоких тарифах?

Комментарии  

0 #1 олеся 04.10.2017 05:29
:oops: Слипнеться
Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить