ТИПИЧНАЯ ИСТОРИЯ, НЕ ПРАВДА ЛИ?
И БОЛЬШАЯ РЕДКОСТЬ, КОГДА ПОДОБНАЯ ИСТОРИЯ ИМЕЕТ СЧАСТЛИВЫЙ КОНЕЦ.
В августе 2014 г. в полицию обратилась Айгуль М. с просьбой найти братаЖанаМ., который выехал в Алматы на заработки и пропал без вести. Розыскные действия полиции не дали результатов. В конце прошлого года Айгуль обратилась и в нашу организацию за помощью. Начались наши поиски человека, поиски без шансов на успех.
Бездействовать мы не могли. Нами были разосланы запросы в Алматинскую область.
Прошло два месяца.
«Жан появился! Ему удалось сбежать! Брат живой и находится дома – радостным голосом говорила Айгуль - Спасибо вам! Не знаю, вы это помогли, или это совпадение, но после обращения к вам все изменилось!»
Затем Айгуль грустно продолжала: «Брат не в состоянии с кем-либо встречаться, ему надо прийти в себя. Он болен. Жан хочет с вами встретиться, но не сейчас»
Наша встреча с Жаном состоялась в присутствии двух худеньких женщин –его матери и сестренки. Люди высказали желаниепознакомиться, пообщаться. Видно было, что им во чтобы то ни стало хотелось поделиться тем, что им пришлось пережить.
Мать Жана рассказывала о пропаже и поисках сына тихо, опустив глаза. Когда она поднимала потемневшие глаза, смотреть в них было трудно: столько в них было боли, сдерживаемых чувств.
Я понимала эти чувства: ГНЕВ В ОТНОШЕНИИ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ПОСМЕЛИ УДЕРЖИВАТЬ ЧЕЛОВЕКА ПРОТИВ ЕГО ВОЛИ, УКРАСТЬ У ЕЁ СЫНА ДВА ГОДА ЖИЗНИ. ГНЕВ ЗА БЕССОННЫЕ НОЧИ, ОТЧАЯНИЕ, БЕЗЫСХОДНОСТЬ, ПЕРЕЖИТОЕ ГОРЕ.
Жан, худенький молодой человек, держал мать за руку и говорил: «Перестань, мама. Все прошло, мама!»
Жан рассказал подробно все, где он находился эти три года.
- - Летом 2014 года в поисках работы я выехал в город Алматы, ежедневно выходил на стихийную «биржу» в Каскелене. Однажды из подъехавшей машины вышел крепкий мужчина и из группы людей направился именно ко мне. Мужчина представился Кайратом, был приветлив, улыбчив. Рассказал о предстоящей работе. Работа хорошая: нужно смотреть за скотом на ферме, зарплата ежемесячно налом 60000 тг., жилье и питание бесплатное.Жану все понравилось, он согласился. Сели в машину. За городомКайрат изменился, стал немногословен, так и молча доехали до фермы.
В доме проживали 8 человек: старик по имени Касымбек, который работал у хозяина лет пять. Молодые люди Феруза и Мурат познакомились здесь на ферме и стали жить гражданским браком. Они находились, по их словам, около 2 лет. Позжек ним присоединилась семья из 5 человек: пожилая женщина, её сын с женой и их двое маленьких детей.
Хозяин фермы Кайрат жил с женой отдельно в доме из 4 комнат. У них были два взрослых сына. Сыновья почти не приезжали, видели их редко. Приедут поздно, переночуют, заберут сколько надо скота и уедут. Ни во что не вмешивались, ничего не говорили. Держались на расстоянии.
У хозяина были четыре машины, стояли в загоне.На все просьбы съездить в город за необходимыми покупками, лекарствами хозяин отвечал одинаково – «бензина нет»
Хозяйство было большое - десятки баранов, лошадей,за сотню коров.
Распорядок дня для рабочих был таков: подъем в 5 утра, уборка загонов от навоза. В 9 часов утра скудный завтрак – чай с хлебом, сахаром. Днем, если находились на отгоне, хлеб без чая. Вечером пригоняли скот, после чего хозяйка поила чаем с хлебом, иногда подавала айран. Часов в 10-11 ночи «коже» - суп густой. В коже добавляли мяса для вкуса, мяса было мало.
- - Нельзя сказать, что мы сильно голодали, но кушать хотелось всегда, - вспоминает Жан. Разнообразить питание хозяева не утруждались, самим – не было возможности из-за отсутствия денег.
- - Все, все дорожает - не уставал жаловаться Кайрат - Скот за бесценок продавать смысла нет, надо подождать «нормальную цену».
Большая семья из 5 человек жила полгода. Они уехали зимой в изношенной легкой одежде, в тапочках. Ни у кого из них не было сапог, теплых вещей. Все кашляли,дети часто температурили.Уехали люди на машине знакомого хозяина, который навестил его по делу. Пожилая женщина и её сын просили хотя бы пару баранов отдать за работу. Но хозяин был непреклонен: «Отдам деньгами, ждите. Я и так в полном убытке, содержу всю вашу большую семью, кормлю задарма, живете в моем доме полгодаи ни тиына не потратили из своего кармана!» При этом громко возмущался:«Совесть надо иметь, а не думать, как меня обмануть! Не отказываюсь же вам заплатить, надо же подождать! Без меня вы все попросту умерли бы от голода!»
Жан дважды пытался бежать. Но хозяин каждый раз ловил его, в сердцах сильно бил его, «такого неблагодарного человека»
В прошлом году бык сломал ногу Жану.С каждым днем нога болела все сильней, тугие повязки хозяйки не помогали. После многократных просьб Жана хозяин повез больного в городскую больницу в Каскелен в травматологическое отделение.Врачу представил Жана как племянника под вымышленным именемШ. Ермек, 1991 г./рождения. Отсутствие удостоверение личности пояснил, что Жан сам где-то потерял. Заплатил врачу за лечение 60 000 тенге.
- - Почему я согласился лечиться под чужим именем? У меня сильно болела нога, она почернела, распухла. Я боялся, что мне ампутируют ногу. Мне было все равно, под каким именем я тут нахожусь, я все время стонал от боли, у меня была высокая температура, я мало, что соображал.
Но неожиданно, через 20 дней хозяин приехал и забрал меня. Врачам пообещал лечить меня самыми лучшими лекарствами и привезти повторно на осмотр через месяц. Врачи выдали выписку. Больше выписку никогда не увидел.
Через несколько дней хозяин заставил работать снова.
Потянулись дни, полные отчаяния и боли.Никакой надежды на побег у меня не осталось.
- - Феруза и Мурат решили помочь мне уехать, прикрыть бегство. Старик дал 1000 тенге.
Дома сестра Айгульрассказала про вашу организацию, что можете помочь.
По желанию Жана мы сохраняем полную конфиденциальность. Все имена в статье вымышленные. Документы по его кейсу хранятся в сейфе, доступ к документам наших бенефициаров ограничен.
Мы предложили обратиться Жану в полицию привлечь Кайрата к ответственности, заставить отдать заработанные деньги, предложили содействие в перенаправлении в уполномоченные органы, защиту.
Но Жан отказался: «У меня нет доказательств, которые мог бы предоставить суду, нет трудового контракта, нет расписок. Не факт, что старик Касым, Феруза и Мурат согласятся в суде показать против Хозяина, а может их уже к тому времени и вовсе не быть.Не знаю точно, где находится эта ферма, не знаю фамилии Кайрата, а у него есть многочисленный скот, связи. Это, несомненно, может сыгратьважную роль. До суда дело не дойдет точно, а здоровья и времени на защиту с сомнительным исходом нет. Наказать может и не получится, но от мести его и его сыновей Кайрата меня никто не убережет. Я не чувствую себя в безопасности».
Мы оказали Жану востребованную юридическую, психологическую помощь.
Через Международную организацию по миграции была приобретена теплая одежда, обувь, питание, санитарно-гигиенические средства, сотовый телефон. Все закупки, как положено, проводились в его присутствии, с учетом его нужд и желаний в торговых домах, где предоставляются финансовые документы. Все ключевые моменты фотографировались.
В рамках реабилитационной помощи Жану было предложено пройти краткосрочные профессиональные курсы. Он отказался.
- Нужно периодически показываться врачам. Скобы ещё не убрали.У нас в селе нет работы. Работаю у родного дяди, условия подходящие, помогаю смотреть за скотом.
- - Как только заработаю, сыграю свадьбу, - широко улыбается Жан - Я обязательно позову вас
- - Конечно приду! - улыбаюсь я.
Я долго вздыхаю. Сколько у нас ещё есть доверчивых людей, оказавшихся в трудовой эксплуатации. Чудо, если есть им удалось оказаться на свободе. Благо, что есть организации, которые могут помочь жертвам торговли людьми.
Совет людям: будьте бдительны!